Синология.Ру

Тематический раздел


Тан И-цзе

湯一介, 3.1927, уезд Чунмэй пров. Хубэй. Историк китайской философии. Сын видного буддолога Тан Юн-туна. В 1951 окончил филос. факультетт Пекинского ун-та, до 1956 преподавал в партшколе Пекинского горкома КПК. Работал на филос. факультете Пекинского ун-та, с 1962 — преподаватель, с 1980 — доцент, с 1983 — проф. Заведовал кафедрой истории китайской философии, чл. ученого совета Пекинского ун-та, чл. правления Об-ва изучения истории китайской философии, Междунар. ассоциации китайской философии, в окт. 1984 возглавил Академию китайской культуры. Осн. сфера науч. интересов — история китайского буддизма, религ. традиции даосизма, философия сюань-сюэ.
 
Участвуя в развернувшейся в 60-е гг. дискуссии о филос. взглядах Конфуция, рассматривал его философию как материалистич.: Конфуций унаследовал и развил критицизм и атеизм эпохи Чуньцю (VIII–VII вв. до н.э.) по отношению к Небу (тянь [1]) и духам, «атеистич. и материалистич. элементы были осн. стороной его воззрений на мироздание». Относительно мировоззрения Лао-цзы Тан И-цзе пришел к выводу, что оно отражает интересы мелких рабовладельч. слоев, а его материалистич. направленность обусловлена их протестом против религ. идеализма господствовавшей тогда рабовладельч. аристократии. В противоположность Фэн Ю-ланю и Жэнь Цзию-юТан И-цзе считал Чжуан Чжоу (см. Чжуан-цзы) релятивистом (оговариваясь, что он создал учение «об относительном в абсолютном»), система взглядов к-рого ни при каких условиях не могла превратиться из реакционной в прогрессивную. В нач. 80-х гг. Тан И-цзе выступил в дискуссии о категориях кит. философии. Исходя из того, что понятия и категории отражают степень познания человеком объективного мира, Тан И-цзе предложил рассматривать их как критерии уровня теоретич. мышления различных историч. эпох: изучение историко-филос. процесса конкретизации и обогащения содержания категорий, становления их целостной системы способно раскрыть внутр. законы развития филос. мысли.
 
Источники:
Тан И-цзе. Кун-цзы сысян цзай Чуньцю мо ци дэ цзоюн (Роль идей Конфуция в конце эпохи Чуньцю) // Кун-цзы таолунь вэньцзи (Сборник материалов обсуждения [учения] Конфуция). Цзинань, 1962; он же. Ван Би юй Вэй Цзинь сюань сюэ (Ван Би и учение о сокровенном при династиях Вэй и Цзинь) // Сюэшу юэкань. 1963, № 1; он же. Лунь чжунго чуаньтун чжэсюэ фаньчоу тиси дэ чжу вэньти (Об основных проблемах системы категорий традиционной китайской философии) // Чжунго шэхуй кэсюэ. 1981, № 5; он же. Го Сян юй Вэй Цзинь сюань-сюэ (Го Сян и учение о сокровенном при династиях Вэй и Цзинь). Чанша, 1983; он же. Лунь чжунго чуаньтун чжэсюэ чжун дэ чжэнь, шань, мэй вэньти (О проблемах истины, добра и красоты в традиционной китайской философии) //Чжунго шэхуй кэсюэ. 1984, № 4; он же. Вэй Цзинь Наньбэй чао шици дэ дао-цзяо (Даосизм при династиях Вэй, Цзинь, Южных и Северных). Сиань, 1988.
 
Литература:
Чжунго чжэсюэ сыши нянь (Сорок лет китайской философии). Пекин, 1989.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 429.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.